Задавать вопросы. Практика КПТ

Задавание вопросов является незаменимым инструментом для терапевта во время сеанса. Причина проста: терапевт не знаком со многими вещами, касающимися клиента, и ему нужна информация. Терапевт имеет непосредственный доступ только к очень малой части жизни клиента (первая арена, которую терапевт и клиент разделяют на сеансе), а все остальное зависит от того, что клиент говорит. 

По большей части клиент, а не терапевт, лично наблюдает за тем, что происходит за пределами их сеансов. Это означает не только то, что происходит “снаружи” в обычной жизни клиента, но и то, что происходит “внутри”, то есть мысли, физические ощущения, воспоминания и эмоции, которые может наблюдать только клиент. 

Эти частные события часто имеют решающее значение для проблем, которые заставляют людей искать психотерапию, и поэтому должны быть исследованы.

При попытке выполнить ABC-анализ мы используем вопросы, связанные с разными его частями. 

Центральный вопрос всегда таков: какова функция поведения (В)? Однако первоначальные вопросы для сбора общих данных могут быть следующими: “Когда это было?”, “Было ли что-нибудь еще раньше, что, по вашему мнению, могло повлиять на события?” , “Кто там присутствовал?”, “ И что же он тогда сказал?”, “ И как вы себя при этом чувствовали?”, “Какие мысли у вас тогда появились?”, “И что же вы сделали?”, “Вы заметили какие-нибудь физические реакции?”, “А что случилось потом?” и “Все ли получилось так, как вы хотели?” 

В сотрудничестве с клиентом мы пытаемся описать события как последовательность АВС: предшествующие факторы, поведение, последствия.

Пытаясь найти общие нюансы, играющие важную роль для клиента, можно просить больше примеров подобных ситуаций: “Не могли бы вы привести еще примеры того, когда вы испытывали увеличение тревоги на прошлой неделе?” 

Затем разбирается этот новый пример таким же образом, через поиск А, В и С.

Хотя это открытые вопросы, которые строятся вокруг клиента как непосредственного свидетеля, они не являются случайными. Терапевт основывает их на понимании того, как обычно развивается процесс тревоги. 

Знание того, что тревожные комплексы часто состоят из тщетных попыток получить контроль над личными событиями,заставляет терапевта спрашивать о таких вещах, как возникающие в этот момент мысли, чувства или физические ощущения, поскольку они являются важными компонентами А, то есть тем, что вызывает действия клиента. 

В и С подвергаются таким же вопросам, так что становится ясно, избегать личных событий или нет. 

Расспрашивая Э., ее терапевт может спросить: “Когда вы проверяете свой пульс, какой в этом смысл?” или задать тот же самый вопрос немного по-другому: “Чего вы пытаетесь достичь, когда это делаете? Если бы проверка пульса показала хороший результат, как бы это повлияло на вас? Получается ли все так, как вы хотите?”

Больший риск недоразумений возникает при попытке составить карту внутренних явлений, чем при попытке описать внешние события. Поэтому терапевт должен обратить пристальное внимание на рассказ клиента о событиях. 

В то время как внешнее поведение может быть проверено независимым наблюдателем, частные события могут быть проверены только самим человеком, с которым они происходят. Важно делать резюме на основании слов клиента следующим образом: “Позвольте мне уточнить, правильно ли я это понял. Когда вы услышали это от него, вы почувствовали себя опустошенной и подумали: «Он меня бросит». Затем вы вышли из комнаты. Я правильно понял?”

Не всегда легко обнаружить мысли, которые появляются мгновенно в определенной ситуации. 

По опыту, результативным может быть вопрос “Что вы думали об этом?”

Ответ часто звучит так: “Я вообще не думал”. Хотя это редко бывает правдой, вопрос легко уводит клиентов в неправильном направлении. Большинство людей ассоциируют слово “мысль” с чем-то, что было взвешено и обдумано. 

Выражение типа “Что тогда появилось в вашей голове?” скорее поведет клиентов в правильном направлении. Важно сформулировать вопрос таким образом, чтобы подчеркнуть спонтанный характер сиюминутных мыслей. Вы можете использовать метафоры, например “Если бы у вас был телетайп, связанный со всем, что проходило через вашу голову в этот самый момент, что бы это было?” 

Для психотерапевта важно иметь в виду, что цель этих вопросов состоит в том, чтобы сформировать анализ, который будет служить основой для процесса трансформации. Анализ должен быть достаточно подробным, чтобы не упустить ничего важного для этого процесса. Это не означает “знать все, что нужно знать”. Полностью всеобъемлющее понимание хода событий в этом контексте невозможно, и нет необходимости это менять.

Одним из важных аспектов вопросов, задаваемых терапевтом, является то, как он затем формирует наблюдения за определенными частями стимульного поля, за тем, чего клиент не замечал ранее.

Эти замечания могут касаться последствий действий клиента или обстоятельств, при которых клиент ведет себя определенным образом. Если терапевт посредством этих вопросов знакомит клиента с теми частями доступного ему стимульного поля, которые ранее не были известны или распознаны (например, какие эмоции возникают в определенной ситуации), могут произойти две вещи. 

Во-первых, изменение становится возможным для клиента в ситуациях такого типа, и, во-вторых, клиент может приобрести способность генерализовать поведение, например спросить себя, что он чувствует в связи с большим пониманием функций поведения.

/Йонас/

Источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed