Психологический разбор сериала «Переходный возраст» реж. Фил Барантини, 2025 год, Netflix.

Психологический разбор сериала «Переходный возраст» реж. Фил Барантини, 2025 год, Netflix.

Психологический разбор сериала «Переходный возраст» реж. Фил Барантини, 2025 год, Netflix.

Всегда ли легко отличить буллинг, жертву, условно «плохую семью» и может ли случиться трагедия в образцовой семье? Кто виноват и что делать?

Сериал об истории подростка, которого обвиняют в убийстве одноклассницы. Всего 4 серии, но сериал заставляет задуматься.

Кстати, авторы сериала взяли в основу несколько реальных историй: убийство 12-летней Авы Уайт в Ливерпуле и Элианы Андам в Лондоне, а также историю 17-летнего Хассана Сентаму, убившего 15 летнюю знакомую из-за игрушки.

Здесь поднимается несколько важных тем: о подростках, их импульсивности, грани между агрессией и всплеском гормонов и переходом границ, веры в своего ребёнка и вечный вопрос «а кто виноват и что делать?»

К сожалению, огромное количество криминальных историй случается ежедневно по всему миру, часто – с участием подростков, которых невозможно судить наравне с реальными преступниками в силу возраста и законов.

!Внимание, ниже могут быть спойлеры, рекомендую для начала посмотреть сериал!

1 серия.

Сериал начинается со сцены где полицейский в телефонном разговоре со своим ребёнком умиляется, что сын говорит ему про боли в животе и нежелание идти в школу (полицейский сам говорит о том, что он мягкий папа и разрешил бы не идти в школу). На этом контрасте следующим этапом идёт жёсткое задержание обвиняемого подростка, во время которого ребёнок обмочился в штаны. Позже мы узнаем, его ребёнок и этот мальчик (сын полицейского) примерно одного возраста.

Этот полицейский чётко выполняет свою работу, они сначала напугали семью, потом он просит прийти отца и помочь ребёнку (причём в мягкой форме «у вашего сына случилась авария»), это очередной раз подчёркивает диссонанс между вменяемым преступлением и возрастом мальчика. Мы пока что не верим в происходящее, как и родители ребёнка, которым разнесли дом, а мальчика забрали в достаточно жёсткой форме в полицейский участок.

Здесь нет взрослого, который его по настоящему поддержит в участке, вроде после всех вопросов говорят «ты молодец», но ребёнок потерян, в этот момент я думала, что появится психолог, который окажет поддержку и поможет ребёнку пройти этот нелёгкий путь, но вместо этого ребёнка посадили в камеру. Наконец приехали родители, мальчик доверяет папе, при этом впервые, когда они увиделись в камере, папа отстранённо говорит "ешь хлопья, тебе над поесть", вместо того, чтобы обнять, сказать, что все решим, "конечно я тебе верю, ты же мой сын"- вместо я тебя люблю. А дальше я понимаю, что отец был просто максимально собран, в этот момент он как будто сам был этим ребёнком, которого полностью раздели, осматривали интимные части тела и нам не показывают ребёнка, мы видим только глаза отца полные страха, ужаса, злости, он шокирован в этот момент и обессилен – он может только подчиниться.. Максимальное отрицание ситуации, ведь в это невозможно поверить, мальчик убил девочку.

В конце 1 серии на допросе показывают видео, где мальчик жестоко убивает одноклассницу, в этот момент папа даёт волю эмоциям, и они оба плачут. Здесь видно, что это не маргинальная семья, что родители старались для ребёнка и мальчик после преступления выкинул все вещи, кроме дорогих кроссовок, это ещё раз подчёркивает то, что внимание со стороны родителей было и взаимопонимание тоже.

2 серия.

Эта серия крутится вокруг школы и межличностных отношений между детьми и взрослыми. Как оказалось, в этой же школе учится сын полицейского (который в начале общался со своим отцом про живот). Здесь мы видим, что даже сына полицейского периодически подкалывают дети и он считается «лузером».  Дальше будет сцена разговора отца (полицейского) с сыном, где сын полицейского хочет помочь папе в расследовании, они говорят около 2 минут про социальные сети, знаки, которые взрослые не могли расшифровать, которые оставляли в комментариях обвиняемому подростку и они оказались частью травли со стороны одноклассников. Папа говорит «сынок», но он так называет всех детей которых допрашивает, сын говорит «ты всех так называешь кроме меня». Мальчику явно не хватает отца, ощущения безопасности в школе, уверенности. И потом сцена с напарником – полицейский говорит «я давненько не разговаривал так долго с сыном».  То есть какой бы ты ни был спец в своём деле, в любом случае неизбежны отдаления, ссоры с ребёнком, конфликты и непонимание в общении. Мысли о том, что ты не достоен быть родителем этого ребёнка или то, что ты не справляешься с этой ролью – это также звучит в диалоге с напарницей. То есть внимание и время, уделённое ребенку семье предполагаемого убийцы не равно времени, проведённому полицейского со своим сыном, однако он не стал от этого хулиганом или убийцей, то есть никаких гарантий нет, а воспитание играет, но не самую важную роль.

Допрос одноклассницы и лучшей подруги убитой девочки как бы заставляет нас поверить в то, что она агрессивна и тоже что-то скрывает, но это заблуждение. Агрессивное поведение – это открытое выражение своих эмоций, это лучше, чем тихий и молчаливый ребёнок всю злость, агрессию переживает внутри себя, как главный герой, которому пришлось в одиночку терпеть буллинг и всё закончилось весьма плачевно. То есть подростковая агрессия тоже бывает разной и не подводит нас к тому, что очевидно плохо и очевидно хорошо. Главный герой тихий, спокойный мальчик, без признаков явной агрессии.

Как оказалось, на обвиняемого главного героя – подростка давили ребята, буллинг присутствовал в том числе в социальных сетях, при этом убитая девушка была просто знакома с ним и её интимные фотографии кто-то слил в сеть, а оскорблённый мальчик решил побыть героем и предложил ей встретиться, на что получил отказ, это вдвойне ударило по его самооценке – «я не настолько отчаялась, что бы быть с тобой».  Ещё раз: 13 летние по сути дети, «хорошие» для своих родителей имели свою двойную жизнь, о которой родители не знали: тихий мальчик переживал за свою внешность, самооценку, самостоятельно справлялся с буллингом, много гулял по району с друзьями без родителей, его одноклассница отправляла кому-то обнажённые фотографии, так как дети не могут хранить секреты, в деле появляется мальчик, который всё знал и дал орудие убийства.. 

Нормально то, что дети не всё говорят своим родителям, переживают разные ситуации в школе и на улице, с друзьями, влюбляются, исследуют своё тело, пробуют что-то новое, ненормально закрывать на это глаза и делать вид, что этого не может быть. Как часто после насилия, буллинга, убийства мы слышим от родителей и знакомых: «был отличником, тихоней, мы даже не могли предположить». Родителям важно то, что для них встаёт на первый план, а глубинно открыть мир ребёнка они порой не могут, иногда это страшно и даже больно встретиться с неидеальностью ребёнка.

В школе хаос, детям интересно, что произошло, все об этом говорят, при этом уровень эмпатии и понимания друг друга на протяжении сериала вновь и вновь удивляет, когда на прямой вопрос о том, что девочка мертва и её не вернуть дети не могут оценить реальность происходящего, как и то, что парень, оказавшийся за решёткой не может ответить на звонок одноклассника. А также всегда будет хотя бы один ребёнок, который что-то знает. Так и тут, орудие убийства передал мальчику его одноклассник, не понимая, чем всё может кончиться, хотя скорее всего, он где-то понимал, что подначивает затравленного мальчика на преступление.

3 серия.

Вся серия –  разговор с психологом в специализированном центре для подростков. Для меня, как для психолога одна из ярчайших серий.

Здесь мальчик уже более раскрепощён, открывается с другой стороны. Ярость, агрессия сменяется пониманием, милым общением, заигрыванием, ребёнок хочет доверять, но быстро понимает, где его обманывают,  пытается манипулировать, как будто подчинить ситуацию и женщину (психолога) под себя. Потом приходит в себя, ищет доказательства своим мыслям из серии «я некрасивый», «меня никто никогда не полюбит», и в рамках этих когнитивных искажений действиями, порой очень яркими и агрессивными пытается доказать себе и остальным, что эти мысли верны. То есть внутренний критик (голосом общества, друзей) говорит негативные установки, внутренний «доказывающий» доказывает, что мысли верны и к сожалению, до конца понимания, раскаяния о содеянном я не увидела, возможно потому, что его мозг ещё просто не созрел для такой информации. С таким подростком действительно сложно работать, даже высокого уровня специалист не всегда может выдерживать весь напор такого трудного ребёнка. Скорее всего это осталось за рамками сериала, но у мальчика есть диагноз, это лишь моё предположение, косвенно признаки ПРЛ (пограничного расстройства личности),  но это уже зона исследования других специалистов. В сериале об этом нет речи.

В конце серии психолог тяжело дышит, она тоже испытала чувства страха, шока, удивления, хотя видно, она не первый день проводит независимую оценку ребенка, но как будто в кадре была не взрослая женщина, а беззащитная девочка. Тут показано наглядно, что психологи – не сверхлюди, не Боги, также могут  испытывать разный спектр эмоций. Но со своей работой она справилась прекрасно.

4 серия.

Семья пытается жить обычной жизнью, но из-за одного ребёнка вся семейная система претерпевает изменения. Всё крутится вокруг этой истории и нам показывают 1 день из их жизни, это день рождения отца.

«Думать о насущном деле» – совет психолога, видимо семья проходит психотерапию и рекомендация решать насущные проблемы, переключить на них своё внимание имеет место быть. Кстати, в любых стрессовых ситуациях, потрясениях, может в том числе помочь рутинная работа, бытовые дела, которые «возвращают» нас к реальной жизни, режиму, это работает на благо психики. В данном случае это очень тяжело, так как стадия горевания все ещё не прошла и есть тревога за будущее, ведь приговор ещё не вынесен. Вся серия как качели, каждого члена семьи «мотает» то туда, то сюда, они не могут определиться с рутинными делами, отмыть машину от краски (кто-то написал отцу «маньяк» на машине), то есть видно, как тревога и паника одолевает на любом обычном моменте их жизни, так как они не расслаблялись всё это время, а собраны, сконцентрированы и жить обычной жизнью они не могут, хотя стараются.

Тут выносится важнейший вопрос: «а какие мы родители?»

Мы видим: любящие друг друга, даже был показан разговор мамы с дочкой о её личной жизни, куда её не сильно пускают, но мама уверенна, что все хорошо, это здоровое отношения и личные границы. 

Разговор родителей в спальне, что они плохие родители, ведь это они все допустили, мама вспоминает, как проходила мимо комнаты ребёнка, где в час ночи был включён свет, но ничего не делала, не спрашивала, не видела, они многое не знали, могли ли они что-то изменить?

Тогда отец открывается: "меня папа в детстве лупил и я дал себе слово, что своих детей и пальцем не трону, я хотел быть лучше". Но вопрос в том, что мы воспитываем своих детей исходя из своих детских травм, представлений «как надо» или отталкиваясь наоборот «как точно не надо», а не исходя из темперамента и характера конкретного ребёнка. Бить детей безусловно нельзя, хотя здесь уместно было бы обществу сказать: «лупили бы парня, делом бы был занят, тогда бы не возникло такой ситуации, меня били и ничего, мы как-то выросли»- достаточно частая фраза от более старшего поколения. Я скажу своё мнение: помимо чёрного и белого есть другие цвета и оттенки. Я бы задала вопрос: «если бы вас не били в детстве, это помешало бы вам вырасти хорошим, порядочным человеком, тем, кем вы являетесь?»

Бить никого нельзя, вы же не бьёте мужа, если он плохо себя ведёт или сделал что-то не так, почему такая опция существует между вами и ребёнком? Это лишний раз ребёнку показывает вашу слабость, искажение восприятия любви: бьёт, значит любит и в будущем может создать проблемы, как и укоренить поведенческую реакцию уже на других людей, потом не стоит удивляться, что ребёнок бьёт всех в саду, дома, когда вырос поднимает руку на женщин и детей. Но в данной семье детей не били, старались как лучше, что пошло не так? Это открытый вопрос.

Далее важный диалог между супругами:

-Как мы могли родить воспитать такого ребёнка?

– Также как и сестру.

– Могли ли мы сделать лучше?

Мама мальчика: – для нас лучше принять тот факт, что могли бы.

Здесь важно, что они пришли к 1 точке – это принятие где-то своего бессилия, ошибок, ситуации.

В этот момент финал остаётся открытым, мальчик сказал, что на заседании суда признает вину полностью, то есть в нём тоже за это время пришло осознание ситуации, он вырос и принял то, что он сделал. Можно вспомнить то, что он обмолвился с психологом о ситуации, когда отец в состоянии агрессии бил по гаражу и можно сколько угодно воспитывать детей, воспитывать на самом деле нужно себя, потому что возможно всплески агрессии отца в том числе в совокупности с буллингом, травлей, повлияли на то, каким мальчик видит настоящего мужчину и каким образом он решил ситуацию с обидевшей его девочкой.

Как найти грань между деспотичным воспитанием и вседозволенностью? Что значит быть хорошими родителями? Как не упустить своих детей и держать баланс между тотальным контролем и личными границами?

Фильм заканчивается там, где он начинался – в спальне главного героя, отец укладывает его мягкую игрушку и целует, как сына, со словами любви. Тотальная безусловная любовь родителей к детям и вселенское прощение родителями детям любой ситуации, даже такой чудовищной – это то, что было есть и будет. Думаю, их жизнь и семья уже не будет прежней и многие годы так и будут витать вопросы в воздухе, сердце родителей разрываться и одновременно быть с ребёнком в согласии и любви, несмотря на его нахождение в тюрьме.

Однозначно рекомендую к просмотру, есть над чем подумать, как подросткам, так и родителям.

Работаю онлайн с подростками и взрослыми, 89637205297

Источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed