Портрет Алексея Каренина в романе Л.Н.Толстого

 Алексей Александрович Каренин — один из центральных персонажей романа Льва Толстого "Анна Каренина", воплощающий в себе тип человека, целиком подчиненного формальным нормам общества, рационального до холодности, но при этом глубоко несчастного в своем внутреннем одиночестве. Его психологический портрет — это портрет человека, который всю жизнь стремился соответствовать ожиданиям внешнего мира, но так и не научился понимать себя и других. Каренин — высокопоставленный чиновник, "министр", человек порядка и дисциплины, для которого жизнь — это система правил, а эмоции — нечто вторичное, почти постыдное. Его личность сформирована в рамках жестких социальных рамок, где чувства должны быть подконтрольны разуму, а любые проявления страсти воспринимаются как слабость.

Отношения Каренина с Анной изначально строятся не на любви, а на взаимном уважении и принятии своих социальных ролей. Он старше ее, и его брак с Анной — это скорее союз, соответствующий представлениям света о благопристойности. Каренин не умеет быть эмоционально открытым, его любовь (если это можно назвать любовью) выражается в заботе о материальном благополучии семьи, в соблюдении приличий. Он не понимает потребности Анны в живых чувствах, в страсти, и потому его реакция на ее роман с Вронским — это не столько боль от измены любимого человека, сколько ужас перед нарушением порядка, страх перед общественным осуждением.

Конфликт Каренина с Вронским неявный, без открытой конфронтации,  это конфликт  социальный, столкновение двух противоположных мировоззрений. Вронский — человек страсти, импульса, живущий эмоциями, тогда как Каренин — воплощение рассудочности и формализма. Для Каренина Вронский не просто любовник его жены — он олицетворение хаоса, который вторгается в его упорядоченную жизнь. При этом Каренин не способен ненавидеть Вронского так, как мог бы ненавидеть его более эмоциональный человек. Его отношение к нему — это смесь презрения, недоумения и даже какой-то болезненной зависти, ведь Вронский позволяет себе то, на что Каренин никогда не решится: жить вопреки условностям.

Когда Каренин узнает об измене Анны, он переживает глубокий внутренний кризис. Сначала он пытается сохранить видимость благополучия, убеждая себя, что главное — "приличие" и "долг". Он предлагает Анне продолжать жить вместе, скрывая ее связь от общества, но для Анны это невозможно. Каренин не понимает, что нельзя вернуть то, чего не было — их брак давно стал пустой формальностью. Его решение дать Анне развод после ее тяжелых родов продиктовано не столько великодушием, сколько желанием избавиться от мучительной неопределенности. Но даже в этот момент он действует не по велению сердца, а по шаблону: он прощает Анну, потому что "так положено", потому что религия велит прощать, а не потому, что действительно готов принять ее обратно.

После разрыва с Анной Каренин остается один на один со своей пустотой. Он по-прежнему занимает высокий пост, но его жизнь лишена смысла. Он воспитывает сына Анны, Серёжу, но и здесь проявляется его трагическая отстраненность: он не может дать мальчику тепла, лишь строгость и холодную опеку. Каренин — жертва собственного мировоззрения: он так боялся хаоса чувств, что сам оказался в плену мертвящего порядка. Его трагедия в том, что, будучи человеком умным и в чем-то даже добропорядочным, он так и не смог понять, что жизнь — это не только правила, но и живая, неподконтрольная стихия человеческих отношений.

Портрет Алексея Каренина в романе Л.Н.Толстого

Вронский же для Каренина остается чужим до конца. Они не находят общего языка даже в моменты кризиса: для Вронского Каренин — ходячая схема, для Каренина Вронский — разрушитель основ. Их противостояние не разрешается открытым конфликтом, но становится фоном для драмы Анны. Каренин в итоге проигрывает Вронскому не потому, что слабее, а потому, что не может (или не хочет) бороться за Анну как за живого человека. Для него важнее сохранить лицо перед обществом, чем попытаться понять, почему его брак распался.

В конечном счете, психологический портрет Каренина — это портрет человека, который так и не смог выйти за пределы собственных ограничений. Его трагедия — в неспособности к подлинным чувствам, в страхе перед жизнью, которая не укладывается в рамки. Он вызывает и жалость, и раздражение, но в то же время остается одним из самых глубоких и противоречивых персонажей толстовского романа.

Запись на консультацию -по ссылке профиля 

Источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed