Запретить нельзя играть: где поставить запятую в вопросе компьютерных игр?

Запретить нельзя играть: где поставить запятую в вопросе компьютерных игр?

Когда человек сталкивается с чем-то новым и ранее неизвестным, то часто его первая реакция — отторжение. Тревога возрастает и хочется немедленно убрать это из поля зрения, так как есть связка «новое – потенциально опасное». Эта древняя связка когда-то спасала нам жизни (передаём привет саблезубым тиграм!), но сейчас с развитием мира, мозга, самосознания эта первая реакция не всегда кажется адекватной.  В том числе, когда дело касается воспитания детей.

Раньше оберегать детей от всего нового (опасного) было необходимо для выживания. А сейчас мы живём в относительно спокойное время, по крайней мере саблезубые тигры нас съесть не хотят. Но есть другие вещи, которые мы воспринимаем как опасность и очень хотим защитить наших детей.

Что тогда, что сейчас, мы не можем оберегать детей от опасности вечно, поэтому одна из задач родителей – научить ребёнка обходиться с этой «опасностью». Под детьми я подразумеваю и подростка, в том числе.

Одна из «опасностей» нашего времени для детей – компьютерные игры.

Типичные реакции, которые можно услышать:
«Там ужас! Одно насилие! Срочно запретить!»
«Да чему игры могут научить наших детей? Я запрещаю своему ребёнку в них играть!»

Итак, мы видим ту самую первобытную реакцию – запретить, оградить потомство. Но давайте вспомним про миллионы лет эволюции и подумаем.

Компьютерные игры есть разных жанров (и качества разработки). В этой статье я буду говорить о компьютерных играх с сюжетом (по классификации Инги Игоревны Югай – повествовательные), а не игры типа «три в ряд», «шарики» или другие, где много уровней,  но главное не сюжет, а умения, знания и навыки.

Раньше я тоже думала, что игры — это просто «стрелялки» и «бегалки». Оказалось:

  1. В играх есть сюжет и иногда он не хуже книжных или кинематографических (по некоторым играм даже снимают фильмы и сериалы — «Лара Крофт»«Одни из нас»). А если разобраться, то фильмы, снятые по играм, чаще «проигрывают», так как игра более продолжительна по времени, можно уделить много времени разным аспектам сюжета и есть эмоциональная вовлечённость и отождествление себя с героем.
  2. Выбор действий— в отдельных играх есть несколько вариантов реплик или поступков, и выбираешь ты сам (прямо как в жизни) поступать по-хорошему или по-плохому.
  3. Развитие мозга— координация (разные действия руками), стратегическое мышление, логика, мелкая моторика.

 

Главное — не игры, а контекст.

Цитирую статью «Исследование компьютерных игр в психологии» Наталии Вадимовны Богачевой:

Хотя ученые признают существование зависимости от компьютерных игр, считается, что риск ее возникновения имеет лишь небольшой процент людей (даже среди детей и подростков). Это связано не с характером игровой деятельности, а с психологическими особенностями людей. С одной стороны — с наличием специфики на уровне головного мозга. С другой стороны — с окружающими факторами развития, проблемами в семье, проблемами с другими людьми и так далее.

Так может быть тогда логичнее не стараться оградить детей от этого, а научиться с этим обходиться? Наши предки не могли постоянно ограждать потомство от саблезубого тигра, ведь тогда ребёнок не будет знать, как он выглядит и что делать, чтобы не быть съеденным.

В следующих статьях расскажу, как использовать компьютерные игры в воспитании, как распознать и не допустить компьютерную зависимость, а также поделюсь примерами использования компьютерных игр и профессиональным мнением о некоторых из них.

Больше интересной информации в моём Telegram канале «Корни и ветви» , где я пишу про семью, процессы в ней, про отношения в паре, влияние семьи на человека и человека на семью. Запись на консультации и подробная информация обо мне по ссылке 💛

Источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed