Выбор подростка: родители или сверстники?
Много лет я работаю и консультирую родителей и подростков. И не только по книгам знаю, что это сложный насыщенный многоэтапный период. И самое главное важно пройти его не проигнорировав. На этом этапе спрятан ключ, который важно не только найти, но и корректно воспользоваться им. Есть такое слово индивидуация. Основную задачу отношений в подростковом возрасте можно определить как процесс вторичный индивидуации. Индивидуация это процесс развития и становления особенности личности, которые отличают её от других. Подростки переживают непростой этап. Этап, где два процесса тесно взаимосвязаны, а именно отделение от родителей и отказ от них как главных объектов любви и нахождения им замены вне семьи. Важно отметить отказ означает что подросток перестаёт относиться к родителям как властным фигурам. Главную роль в этом процессе играет процесс деидеализации родительских фигур. Родители стали главными и абсолютно идеальными в период детского эгоцентризма это было важно для вхождения в мир других как способ справиться с высоким напряжением и разными сопутствующими тревогами. Даже когда подросток продолжает держаться за этот инфантильный образ идеального родителя, в это же время он уже может резко их критиковать упрекать в том, что они не отвечают его требованиям, приносят разочарование и являются несправедливыми.
В этот период жизни подростка происходит разлад: он переживает потерю внутренней поддержки, которую раньше оказывали «идеальные» родители и ощущение пустоты, которая может сопровождаться чувством болезненного отчуждения. Наступает «объектный голод» – потребность восполнить пустоту и найти новый круг общения, найти новую опору. Подросток обращается к своим сверстникам, Чтобы удовлетворить свою потребность в общении избавиться от ощущения пустоты и укрепить самооценку продвигаясь в своем развитии к обретению психологической независимости. В отличие от родителей группа сверстников не осуждает и дает поддержку; ребята в подростковом возрасте таким образом пытаются разрешить внутренние конфликты, которые в том числе обусловлены ослаблением прежних инфантильных связей с родительскими фигурами. Это важный этап и важный способ справиться с переходом в новый статус. Родители подростков, которые мешают или всячески стараются минимизировать общение со сверстниками встречают на своем пути сильный протест вплоть до реакций аутоагрессивной тенденции (алкоголизм,самоповреждения), возможно также реакция ухода из дома и другие протестные меры. Отношение сверстников и отношения в группе имеют качество упражнения поскольку близкие отношения в это время не требует таких строгих обязательств как это было с родителями и подросток волен экспериментировать с другими людьми и самим собой в новых ситуациях чувствую себя все более независимым. Безусловно важно понимать, что группа имеет в этот период большое и весомое значение; важно осознавать насколько группа, в которой оказался подросток конструктивна или же напротив – деконструктивна. Это независимость которая появляется у подростка и эффект отношений которые носят качество «как будто» может продолжаться до тех пор пока подросток не придёт к согласию с идеализированными образами своих родителей. И тем дольше родители остаются на ригидной позиции, настаивая строго на своем видении, не желая входить в диалог и не видя истинные потребности своего ребёнка, тем дольше подросток будет находиться в протестной позиции, оказывающей отпор требованиям своих родителей.
Важное качество, которое особо ярко проявляется в этом периоде является амбивалентность чувств и поведения; подросток может пытаться восстановить прежние связи и параллельно с этим это примирение только усиливает противоречивость чувств, мысли и действий. Это возраст, которому присущи сильные колебания между крайними проявлениями любви и ненависти, активности и пассивности, увлеченности и отсутствия интереса, регрессивного стремления к зависимости и стремление к независимости, поэтому важным для подростка и его родители является понимание, что все эти проявления следует воспринимать не только как враждебность, а как необходимые средства защиты для развития и процесса индивидуации .
В этот период поддержка и понимание необходимо всей семье: родителям принять и справиться с тем, что ребенок больше не ребенок – это тяжелая, но знаю – посильная задача. Подростку поверить в себя и не застыть от страха перед неизвестным новым горизонтом.
Буду рада встретиться с Вами и поговорить о важном для Вас (89031206532, WhatsApp, telegram). Спасибо за внимание!