“Хороший” стыд
На одной из первых моих гештальт-конференций в Санкт-Петербурге мне посчастливилось посетить лекцию Елены Зубковой, посвященную проблеме метапознания в гештальт-подходе. Это событие произошло в том же месяце, когда вышло наше с соавторами учебно-методическое пособие по психологии метапознания. Я была буквально накачена знаниями о результатах различных академических исследований метапознания. Сразу оговорюсь, что я питала и питаю глубокое уважение к Елене Зубковой как к терапевту и старшему коллеге.
Во время лекции Елены я краснела, ерзала на стуле и теряла дар речи. Транслируемые Еленой представления о процессах метапознания расходились с моими академическими данными. Мне хотелось исчезнуть и забыть этот день навсегда. Я переживала стыд нормативный (здоровый) стыд.
Я бы хотела рассказать о чувстве стыда: его роли в жизни человека, видах стыда в гештальт-подходе.
Стыд является частью процесса саморегуляции (Ван Де Риет). Функция стыда заключаются в том, чтобы привлечь внимание человека к своему поведению, которое должно быть замечено, переоценено и возможно исправлено или скорректировано. Это знак о том, что сейчас в поле человека происходит что-то не соответствующее его ценностям и представлениям о себе и мире.
В описанном мной примере, я не могла соотнести, как уважаемый мной человек может в своем докладе не отражать академически общепринятые представления о метапознании и в некоторых аспектах противоречить этим данным.
В этом примере также отражена важная составляющая стыда, описанная Елена Калитиевской – человек всегда стыдит себя с помощью проекции. В этой проекции всегда присутствуют три персонажа: подсудимый, судья и публика (свидетель), хотя свидетель часто оказывается не проявлен. Я, как подсудимый, испытывала стыд за то, что находилась не там, где должна была быть.
Моя академическая и гештальт-терапевтическая идентичности находились в ценностном конфликте. Я осуждала себя за двоякость и неясность своей позиции. И, как свидетель, я умилялась своей наивности – как я умудрилась попасть на лекцию, на которой я предполагала, что буду все знать наравне с лектором.
Это нормативное переживание стыда не разрушило меня, но позволило задать себе множество вопросов о моих ценностях, стремлениях и возможностях.
Токсичный (неадаптивный) стыд появляется, когда представление человека о себе уязвимы и у него нет достаточной поддержки. Человек оказывается в ситуации невозможности защитить собственное Я и эмоционально переживает себя плохим и недостойным. Гершен Кауфман в книге «Shame: The Power of Caring» («Стыд: Сила заботы») пишет, что токсический стыд негативно является основанием для формирования таких состояний как депрессия, самообвинение, компульсивных расстройств, пограничных состояний, нарциссических расстройств и другого.
Поэтому я призываю относится к самоуничижительным высказываниям о себе весьма внимательно. Возможно, Вам рекомендована работа с психотерапевтом.
Говорят о мягких и жестких формах стыда. В первом случае человек постоянно корректирует свое поведение относительно чувства стыда, например, в случае выраженного перфекционизма.
В. Ван Де Риет: «Благодаря перфекционизму я как-то знаю, что чтобы чувствовать, что другие меня принимают, и чтобы самому ощущать себя хорошо, я должен быть правильным, соответствовать определенным стандартам, быть лучше других, и не совершать ошибок».
При жестких проявлениях стыда человек постоянно оценивает себя как неудачника, неполноценного или недостойного человека. Жестокое чувство стыда останавливает саморегуляцию организма, т.е. функция стыда оказывается потерянной.
В моем примере функция стыда сохранилась, я не решилась на вопросы из зала, но смогла подойти к Елене, чтобы поделиться своими знаниями о метапознании. Елена мне улыбалась и внимательно слушала, она благодарила и что-то говорила о разных парадигмах. Испытывая стыд, и еще не умея, жить в нем, на долгие годы со мной осталось только ее принимающее состояние (улыбка и мягких голос). Я была счастлива, что меня не осуждали и не отвергли. Я получила теплое целительное для меня принятие в моем переживании стыда. А когнитивное понимание различий парадигм и соответственно наличие разных «правд» я поняла лишь много лет позже.
Больше текстов о том, как работает гештальт-терапия читайте на моем канале – ЭНЦИНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ВЫРОСШИХ ДЕВОЧЕК