«От игры к человечности» в Центре интегративной психологии г. Таганрога

 «От игры к человечности» в Центре интегративной психологии г. Таганрога

Скуднова Татьяна Дмитриевна                                Богатырева Лариса Владимировна

 доктор философских наук, канд.                           практикующий полимодальный психолог

педагогических наук, доцент                                    руководитель ЦИП "Совиный клад"

профессора кафедры психологии                            старший преподаватель ИУБиП

ТИ имени А.П. Чехова (филиала)                              г. Ростов-на0Дону.

РГЭУ (РИНХ),

руководителя Центра междисциплинарных исследований "Антропология детства"!

Вопросы психолого-антропологического сопровождения духовно-нравственного развития ребенка в семье связаны с проблемой возрождения и культивирования человечности как основы становления личности целостного человека. Когда мы обращаемся к нашему внутреннему миру, этому «потоку чувств и переживаний», становится очевидным, что обычно требуется несколько мгновений, чтобы перевести в слова наши чувства и эмоции, происходящие в нас. Внутренний мир как самость, субъективное является дорефлексивным, довербальным, целым миром ощущений, идей, восприятий, осознания и т.д.

Трансперсональный психолог ХХ века Роджер Уолш писал  о собственной терапии и открытии своего внутреннего мира таким образом: «Одним из самых чудесных открытий из всех было медленно пробуждающееся осознание присутствия в прошлом неосознаваемого, постоянно изменяющегося потока внутренних переживаний…. Здесь содержится неизвестный до этого бесценный источник информации обо мне и о смысле моих переживаний» (Р. Уолш, Сердце духовности). Внутренний мир человека, наша собственная субъективность – одна из самых больших загадок, с которой сталкиваются родители, педагоги и психологи. Даже ученые еще мало знают о его природе, силах, потенциале, границах и возможностях «работы души».

На данный момент времени уже достаточно подробно изучена сущность консультативно-психологического процесса с позиций деятельностного подхода в системно-генетической парадигме. Выделены актуальные проблемы психологического консультирования и терапии, рассмотрены возможности их исследования на основе субъектно-деятельностной методологии, приведены данные об интеграции психических состояний личности в процессе решения интеллектуальных задач, решаемых когнитивными действиями разного уровня интеграции. Работа по подбору методик оценки продуктивности ряда психических когнитивных функций и процессов (ощущений, восприятия, памяти, представления, воображения, внимания, мышления, психомоторики, речи) по пяти модальностям (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) является перспективной для процесса консультирования.

Поиск методологической и ценностно-смысловой базы консультативной деятельности психолога — это не просто реализация определенной мировоззренческой установки. Это формирование экзистенциальных оснований (чувств, эмоций, рефлексии, переживаний, смыслов, ценностей и др.) для работы в помогающей профессии. Подлинный поиск включает не только рефлексивное самонаблюдение, но непременно и его осмысление. Рефлексивное отношение к пониманию человеком своего «способа бытия», его проблематизация, выход за пределы привычного видения, взгляд с разных сторон, в разных контекстах — все это дает возможность нового понимания и осмысления, создает ситуацию «производства смысла» [Ф.Е. Василюк, 1984] и решения «задач на смысл» ( А.Н. Леонтьев, ).

Анализ, оценка, переосмысление, рефлексия контекста конкретной жизненной ситуации или проблемы дает шанс получить новое видение и понимание, новые вопросы и ответы. Простая и однозначная ситуация превращается в более сложную, вариативную, а проблема, кажущаяся тупиковой, превращается в открытую для изменения. В результате даже в самой трудной и безвыходной ситуации появляется новая надежда, новые шансы (классическая формула «экзистенциального клиента»: «Я не знал, что у меня есть выбор…»). Появляется перспектива «поменяться местами» с ситуацией — уже не она «ведет» человека, управляет его действиями, а наоборот, у профессионала появляется шанс овладеть ею.

О мире внутренней жизни человека в консультивной деятельности психолога  пишет В.Д. Шадриков в монографии «Мир внутренней жизни человека», понимая под предметом психологии консультирования душу человека []. Под «душой» он понимает потребности и мотивы человека, его эмоции и чувства, переживания, а также способности анализировать информацию и преобразовывать себя и окружающий мир. В консультировании психолог прежде всего работает с мотивацией, с эмоциями и чувствами, с духовными  способностями консультируемых. Именно мир внутренней жизни человека выступает предметом диалога субъектов психологического консультирования (психолог-клиент).

Обратим особое внимание на вопросы, которые сдерживают развитие внутреннего мира ребенка и соответственно его духовно-нравственное развитие в условиях цифровой среды.

Возникает целый ряд вопросов вопросов: Что такое человек (ребенок)? Каковы границы детства? Есть ли у нас целостное представление о «трех китах» в образовании личности — развитии, обучении и воспитании ребенка? Ребенок в любой среде, включая цифровую, обучается, развивается, воспитывается взрослыми. Каким образом организовано развитие способностей желать и хотеть, способностей чувствовать и переживать? Как обучить взрослеющего человека навыкам самопознания, сопереживаия, преобразования», формирующим внутренний, духовный мир ребенка? Цифровой мир пока закрыт для комплексного развития внутреннего мира ребенка: умственного, физического, трудового, эстетического и особенно духовно-нравственного, экзистенциального. Как использовать потенциал цифровизации для его раскрытия?

 Один из принципов построения гаджетов, айпадов – предъявление ребенку ярких, красочных изображений со световыми и звуковыми эффектами, которые двигаются по экрану, и ребенок должен каким-либо образом выдавать определенные реакции.  Как в этой ситуации развивается внутренний мир ребенка?

 Существующее многообразие и противоречивость точек зрения на психологическую сущность человека, механизмы его развития, обучения и воспитания уменьшаются, если субъекты психологического консультирования ведут диалог по проблемам психической деятельности внутреннего мира человека.

В нашей повседневной работе мы решаем задачи по развитию навыков «само-, со- и пре»: самоопределения, саморазвития, исамореализации, сопереживаня, сочувствия (эмпатии), сопричастности, переживания, преодоления, преобразования и т.д. Если не работает этот закон, нет и духовного развития. Наши педагоги, психологи, родители, семья и родственники, СМИ и весь окружающий мир участвуют в этом процессе самостановления личности, но каждый в одиночку созидает самого себя, отвечая на множество сложных вопросов жизни. *Что важно в жизни? *Что ценно для меня? *Что я знаю? *Что могу? *Что приносит удовлетворение? *Насколько я силен в том, чтобы повлиять на то, что со мной происходит? *Что приносит боль и фрустрацию? *Как мне добиться своих целей? *Как мне измениться, чтобы избежать трудностей и разочарований? и т.д.

Эти вопросы затрагивают одну из центральных задач глубинной и вершинной психологии и психотерапии: как помочь человеку найти свой способ существования свой образ жизни, свои отношения с миром и людьми. По этой же причине мы не можем не осознавать, что все проблемы в мире в своей основе являются проблемами человеческих отношений, мотивации, ценностей и смыслов. Интегративная наука о человеке должна обращаться к субъективному миру, к главному своему предмету – человеку и человечности. К сожалению, основная проблема психологической теории и практики состоит в недостаточном внимании и благоговении к своему интегральному предмету – Человеку и его внутреннему миру. Испытывать «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) перед всем живым означает уважать человеческое достоинство, индивидуальность каждого, ценность физического и психического здоровья человека. Необходимо вспомнить цитату автора «Этики благоговения перед жизнью», лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера «Только тот, кто уважает личность другого, может реально ему помочь» []. Это помогает нам понять и оставляет надежду на то, что человечность как духовная способность никогда не утрачивается полностью, она скрыта в каждом из нас и задача практических психологов пробудить ее, оживить и обогатить нашу жизнь.

Глубокое осознание ключевой, фундаментальной роли человечности как духовной способности личности означает принятие человекоцентрированной парадигмы в психологии и психопрактике. Именно В. Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие «духовные способности», раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая — средой развития, вторая — требованиями деятельности, третья — индивидуальными ценностями и смыслами. Духовные способности личности рассматриваются в контексте внутреннего мира человека, что позволяет операционализировать и исследовать духовные способности и духовные состояния психологическими методами. Принципиально важно, на наш взгляд, что трудноуловимое духовное занимает свое определенное место в архитектонике внутреннего мира человека, что позволяет перейти не только к научным исследованиям в этой сложнейшей сфере, но и к практике психотерапии и консультирования с целью развития «человеческого в человеке».

Понимание внутреннего мира человека как предмета психологической практики в работах В.Д. Шадрикова и разработка структурно-уровневого подхода сыграли решающую роль в развитии теории и методологии психопрактики. Согласно В.Д. Шадрикову, внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании, порождающую человечность [].

Понятие «внутренний мир человека» отражает бытие человека и формируется в процессах жизнедеятельности, а прежде всего в процессе игровой деятельности на все этапах развития человека. Все психические процессы во внутреннем мире протекают одновременно на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Внутренний мир, с одной стороны, един с внешним миром, с другой — независим от него. Внутренний мир, порождаемый как функциональное отражение внешнего мира, представляет собой целостный идеальный мир. Это живой мир, так как он порождается потребностями человека и пронизан переживаниями. Внутренний мир человека  – это сложная психологическая система, определяемая как потребностно-эмоционально-информационная субстанция, отдельная область психических явлений. При этом психика рассматривается как материя, обладающая не только свойством отражения, но и свойством порождения, то есть именно с ее участием порождается внутренний мир человека, наполненный человеческими чувствами, эмоциями, переживанием, смыслами и ценностями. На системном уровне — инверсия психики во внешний мир порождает становление системы внутреннего мира человека и развитию человечности.

 Таким образом, на системном уровне инверсия внутреннего мира человека во внешний мир порождает становление системы жизненного мира человека — сложнейшую, находящуюся в состоянии непрерывного становления, динамическую, субъективную и одновременно объективную реальность, характеризующую индивидуальность человека. С позиции внутреннего мира хорошо объясняются многие проблемы, которые возникают в процессе воспитания и развития детей и подростков в семье.

В статьях и книгах последних лет В.Д. Шадриков предстает как психолог, не ограничивающийся задачами одной выбранной области прикладной психологии, но показывает важность умения «подняться над горизонтом», посмотреть на психологическую науку с высоты нового интегрального подхода, неокогнитивизма. Он предлагает опираться на системное и метасистемное рассмотрение когнитивных процессов в их органической связи с личностью, аффективной регуляцией человеческой активности, предлагает вернуться на новой современной метакогнитивной основе к классической проблеме единства аффекта и интеллекта, мысли и переживаний, мысли и потребностей человека, ставит проблему понимания. Психолог выдвигает проблему духовных способностей, развития человечности, обращает внимание практических психологов на важность и необходимость изучения «мира внутренней жизни человека». Как это своевременно сегодня! Важно только «не наступать на старые грабли» (имеется в виду опыт психологов, ограничивавшихся интроспекцией), избегать изучения внутреннего мира человека в отрыве от его внешней объемлющей системы — от социума, от связей с людьми и обществом.

Главная миссия практических психологов, работающих с семьей, заключается в том, чтобы самим стать в полной мере людьми и вдохновлять других людей, которые в своей жизни чувствуют духовный дефицит, к обретению полноценной человеческой жизни. Это и есть ответ на вопрос Эриха Фромма, что значит стать «вполне человеком»? [].

Раскроем опыт работы Центра Интегративной Психологии «Совиный клад» в г. Таганроге (далее ЦИП), в котором на протяжении многих лет реализуется антрополого-психологическое сопровождение семьи и детско-родительских отношений. Ключевая тема проекта «Семь летних Я- 2025». «Через игру к человечности в цифровом мире». Данный проект реализуется с 1999 года и с тех пор претерпел множество форм воплощения в работе с детьми, родителями и всей семьёй. Это семейный проект, актуальный во все времена, направленный на развитие духовно-нравственных ценностей семьи и каждого её участника — как ребёнка, так и взрослого.

Проект особенно ценен благодаря активному участию всех субъектов психолого-педагогического взаимодействия: специалистов-психологов, педагогов, родителей и детей. Основанный на гуманистическом, антропологическом подходе, он носит интегративный характер: объединяет усилия всех субъектов воспитания и познания, формирует межпредметные связи. Основная идея проекта строится как система взаимодействия между детьми и родителями внутри единого развивающего пространства.

Цель проекта — создание игрового развивающего пространства, в котором дети и взрослые осознают ценность конструктивного применения цифровых технологий как ресурса для развития человечности.

Задача проекта — раскрытие природного потенциала ребенка во благо себе, семье и миру.

В основе проекта лежат антропологические идеи А.Г. Асмолова о «культуре достоинства», В.Д. Шадрикова о богатстве внутреннего мира личности, Альберта Швейцера об этике благоговения перед жизнью, человечности и уважительном отношении к себе и к другому в совместной деятельности. Проект направлен на развитие эмоционально-ценностного отношения к себе, другому на основе совместного игрового взаимодействия. Формат проекта включает модули: «Детский» «Родительски» «Семейный».

Детский модуль ориентирован на то, что ребята с 8:00 до 15:00 на протяжении 20 дней находятся в активной развивающей среде, которая направлена на развитие понятийного мышления, осознание своей индивидуальной ценности, умение не сравнивать себя с другими, способность осознанно принимать созидающее и отказываться от разрушающего.

Детский модуль включает в себя следующие направления:

«Страна думающих гномов»
Развитие памяти, внимания, мышления, умение анализировать причинно-следственные связи во взаимоотношениях как между людьми, так и человека с техногенной средой.

Психологический тренинг «Через игру — к Человечности»
Помогает детям осознать ценность своего внутреннего мира, понять природу духовно-нравственных взаимоотношений в семье, с друзьями, с природой. Учит распознавать и использовать внутренние и внешние ресурсы, развивая личный потенциал. Ребята исследуют причины, по которым человек может становиться заложником негативных цифровых взаимодействий — часто из-за неосознанных психологических травм. Например, ребёнок, неуверенный в себе, может искать силу в разрушительных компьютерных играх, не осознавая, что это усиливает злость, обиду, жестокость и внутреннюю уязвимость.

После прохождения блока «Я — причина, а не следствие», участники осознают, что цифровой мир создан людьми как ресурс для того, чтобы высвободить время для общения, творчества, развития. Дети учатся принимать конструктивные решения и формировать в себе образ Человека Мира.

Игровая научная конференция: «Психология цифрового пространства»
Совместно с родителями дети исследуют цифровые технологии, осмысливают их пользу и возможные риски. Внимание уделяется реальным достижениям цифровой эпохи: от улучшения медицины до онлайн-доступа к знаниям, общению, покупкам. Осознаётся глобальный масштаб взаимодействий и культурного обмена. Направление «Умные поделки» — Проект «Сказка в коробке». Дети создают героев, сочиняют сюжет, развивают авторское мышление. Это направление – любимое детьми, так как включает в себя сказкотерапию и раскрывает внутренний мир ребёнка через творческое самовыражение.

«Живительный поток». Телесно-ориентированные практики на свежем воздухе помогают детям почувствовать своё тело, быть ему благодарными, уметь управлять им в контакте с собой и окружающей природой.

Авторские проекты, направленные на развитие лидерских качеств,  индивидуальных способностей каждого ребёнка в процессе взаимодействия с родителями и другими участиками проекта, при поддержке  специалистов осуществляется через реализацию  таких   направлений:

«Автор своей игры» –  ребёнок проявляет соавторство и лидерство в организации и проведении своей дворовой игры, которая развивает самого автора и полезна для ребят и взрослых. Именно в этом проекте ребята делятся знаниями и практикой активного взаимодействия, выстраивая взаимоотношения с уважением и соблюдением правил. Ребята приобретают навыки дружеского живого общения и развивают духовно-нравственные ценности в среде сверстников и взрослых. Полученный опыт они самостоятельно применяют в семейном кругу и в кругу друзей за пределами проекта, развивая навыки человеческих отношений, эмпатии и уважения достоинства другого.

«Сказка в коробке» –  создавая своих героев, ребёнок предлагает свой сюжет, сочиняя свой творческий авторский рассказ по алгоритму писателя, развивая в себе данные навыки. Этот проект очень нравится ребятам, так как в нем есть живое взаимодействие героев через сказкотерапию, в которой многогранно раскрывается творческий потенциал самого ребёнка в данном путешествии.

  Игровая конференция «Моя Человечность в цифровом мире»

 Создавая вместе с родителями свою тему, дети выносят ее на научную конференцию, развивая навыки научного оформления и структурирования. Каждый ребёнок проявляет свою позицию и инициативу в раскрытии темы Человечности, показывая конструктивность и разрушительность исследуемого объекта из цифрового мира и осознавая свою взаимосвязь с цифровым пространством. И с этим проектом ребята выходят в социальный проект Игровой конференции «Моя Человечность в цифровом мире»

Задание: Сочини сказку «Сказка героя Человечности через паутину информационного соблазна». Ребёнок сочиняет сказку, в которой герой, попадает в зависимость от информационного пространства, в паутину информационного соблазна. При этом он получает знания, как уметь управлять собой, опираясь на свою Человеческую силу, быть субъектом, уметь управлять своей судьбой так, чтобы быть «причиной», а не «следствием» в цифровом мире, сопровождая своего героя по сказочному сюжету.

   В проекте активная деятельность принадлежит родителям, которые осознанно заходя в проект, принимают участие в реализации направления «Человечность через лупу».

Цель – развитие родительской компетентности по сопровождению ребёнка в проекте, развивая семейные отношения на основе осознания духовно-нравственных ценностей в семье, социуме, мире, в котором мы живем. Каждую пятницу с родителями проводится «Круглый стол», на котором рассматриваются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми. Родители, расширив свои знания и получив рекомендации, продолжают далее прорабатывать темы в семейном кругу.

С радостью родители принимают такой формат  взаимодействия как семинары -практикумы «Человечность через лупу». Родители посещают 4 семинара-практикума, в которых расширяют знания по тематике проекта, чтобы идти уверенно с ребёнком в теоретическом и практическом аспекте с целью дальнейшего применения полученных знаний в своей жизнедеятельности после завершения проекта.

Третий модуль «По дороге Человечности с семьёй в цифровом мире» направлен на взаимодействие детей и родителей, Дети и родители совместно выполняют практики, которые ребёнок познает в процессе посещения проекта. Семейные практики направлены на расширение духовно-нравственного потенциала семьи, развитие ценности каждого  члена семьи, ценности самой семьи и её роли в проявлении уважения, эмпатии, заботы, поддержки, понимания, достоинства, быть счастливыми и развиваться в пространстве благополучия,

Данный проект дает позитивные результаты, которые проявляются в улучшении взаимоотношений в семье между детьми и родителями, в развитии эмпатии, уважительного отношения, доверия и понимания друг друга, в конструктивном решении конфликтов и жизненных задач. Родители отмечают, что их жизнь, как родителя стала интересной и легкой, в результате получения практических и теоретических знаний, навыков и компетенций  Проект, направленный на развитие Человечности на все времена, так как он повышает уровень духовно-нравственного развития всех членов семьи, укрепляет и оздоравливает микроклимат семьи и способствует развитию Человека мира,   так как  именно семья, как  пространство духовно-нравственного процветания определяет  процветание общества и страны! Проект дает понимание и осознание ценности Человека в цифровом мире, который создал сам человек, способствует высвобождения времени и жизненной энергии, чтобы больше творить добро, путешествовать, быть вместе и радоваться тому, что «ТЫ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК МИРА».

Литература

Василюк Ф.Е. Психология переживаний.   1984

Леонтьев А.Н. Самозавещание

Скуднова Т.Д. Богатырева Л.В. От игры к человечности. Психолого-антропологическое сопровождение семьи. Таганрог, 2025

 Уолш Р. Сердце духовности  М.: Академический Проект, 2000 

Шадриков В.Д.  Мир внутренней жизни человека 

Швейцер А. Этика благоговения пред жизнью

Фромм Э. Душа человека.

Источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed