Linkin Park, проективная идентификация и паранойя

Linkin Park, проективная идентификация и паранойя

Linkin Park, проективная идентификация и паранойяПоказать видео

Как-то раз при прослушивании песни Linkin Park – Figure.09 я подумала о том, как хорошо в ее тексте отражены механизмы проекции и проективной идентификации, а также то, как ощущается тревога преследования. И вот у меня появился повод об этих механизмах рассказать.

Проекция и проективная идентификация используются нами чуть ли не с самого рождения наряду с расщеплением, чтобы справиться с тревогами. Напомню, что наша психическая жизнь – это переплетение бессознательных фантазий об объектах, т.е. о каких-то наших частях, фигурах, которые могут иметь некий эквивалент во внешней реальности (например, реальные люди в нашем окружении). Когда младенец испытывает удовольствие, эти ощущения связываются с объектом, который является источником этого удовольствия, а страдания связываются с объектом-источником страдания.

Эти фантазии о плохих и хороших объектах сохраняются в нашей психике с самого раннего возраста. Однако в реальности редко бывают абсолютно хорошие или абсолютно плохие люди.

Поэтому психика прибегает к расщеплению, т.е. отделяет хорошие объекты от плохих. Все хорошее мы стремимся сохранить в себе, а от плохого избавиться, т.е. спроецировать: расщеплению подвергается и Я субъекта – душевные состояния, такие как гнев, ненависть и др. приписываются другому человеку.  Процесс, при котором человек помещает неприемлемые, невыносимые чувства в другого и не признает их в себе, Мелани Кляйн назвала проективной идентификацией.

В работе «Расщепление и проективная идентификация» Майкл Фельдман приводит случай женщины, которая опоздала на сессию к психоаналитику, заставив его ждать, но никак не обратила на это своего внимания. Далее она рассказала, как пробовала ароматы духов и специально заставила следующего человека в очереди ждать, пока она перебирает ароматы.  Позже на сессии пациентка не расслышала интерпретацию аналитика и попросила повторить ее, однако аналитик сначала сделал паузу. Это вызывало негодование пациентки, и она «в вызывающей манере стала бранить его, говоря, что она так и знала, что он <…> будет сидеть и молчать, заставляя ее ждать». Как мы видим, пациентка не признает свое провокативное поведение и желание, чтобы ее ждали, а приписывает эти аспекты аналитику.

И вот теперь я могу наконец перейти к песне Linkin Park. В ней лирический герой обращается к некой фигуре, которая причинила ему много душевной боли. Героя мучают мысли, связанные с этой болью:

Nothing ever stops all these thoughts and the pain attached to them
Ничто не остановит все эти мысли и боль, связанную с ними

Он говорит о ненависти, которую испытывает. И здесь мы можем видеть, как разыгрывается бессознательная фантазия о плохом объекте:

I Put all pain you gave to me on display/ But didn't realize instead of setting it free/ I took what I hated and made it a part of me
Я выставил на показ всю боль, кот. ты мне дал, но не осознал, что вместо того, чтобы отпустить ее на волю, я взял то, что ненавидел и сделал это частью себя

Внешний объект, к которому обращается герой, расщепляется – он причинил ему боль и стал плохим, причем этот плохой объект теперь внутренний. Эта ненависть ощущается как преследующая, опасная и доставляющая страдание часть самого лирического героя.

Агрессия и ненависть, которые он испытывает, приписывается также и фигуре, к которой он обращается. М. Кляйн утверждает, что патологическая проективная идентификация приводит к спутанности между самостью и объектом, т.е. становится сложно распознать, где чьи чувства и где граница между мной и другим человеком. И эта спутанность отражается в нашей песне:

And now you've become a part of me <…> / I can't separate myself from what I've done / Giving up a part of me / I've let myself become you
И теперь ты стал частью меня <…> Я не могу отделить себя от того, что сделал. Отдав часть себя, я позволил себе стать тобой

Последняя строчки прямо описывают процесс проективной идентификации: часть самости помещается в другого человека – и вот та спутанность, о которой говорила Кляйн.

Агрессия и ненависть, направленные на эту фигуру, которая в песне скрывается за местоимением you, вызывают у героя паранойю. Как сказано в Словаре кляйнианского анализа Р. Хиншелвуда, агрессивные фантазии приводят к интенсивному страху возмездия. Припев песни как раз передает этот страх:

And now you've become a part of me / You'll always be right here / You've become a part of me / You'll always be my fear
Теперь ты стал частью меня. Ты всегда будешь здесь (думаю, имеется в виду внутри, в психике нашего героя). Ты стал частью меня, ты всегда будешь моим страхом (т.е. преследователем). 

Хочется отметить, что тревога преследования запускает параноидный порочный круг: агрессия вызывает страх возмездия, а страх заставляет испытывать еще большую агрессию.

Очень часто мы не осознаем наши агрессивные чувства, а лишь ждем нападения со стороны того, на кого эти чувства направлены. Осознание собственной ненависти может стать первым шагом к прерыванию этого порочного круга.

Контакты для записи: +79819396839 Telegram и WhatsApp 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

You May Have Missed